Страдивари для Башмета. В зале Чайковского прозвучат старые инструменты
Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов не стоит без дела. По мнению специалистов «инструмент должен играть», а не пылиться без дела за музейным стеклом, и поэтому в Москве регулярно устраивают концерты, на которых можно услышать, как звучат скрипки, альты и виолончели авторства Антонио Страдивари, представителей семейства Амати и других мастеров. Один из таких концертов состоится 5 февраля в зале Чайковского московской филармонии.
Что будет на концерте?
Концерт называется «Виолиниссимо», он приурочен к 100-летию со дня рождения выдающегося советского скрипача Леонида Когана и пройдет в рамках VI Зимнего международного фестиваля искусств в Москве.
Выступать будет камерный ансамбль «Солисты Москвы» с приглашенными скрипачами, а дирижировать — народный артист СССР Юрий Башмет. Запланировано выступление семи солистов — это итальянец Массимо Кварта, Пав Милюков, Николай Саченко, Грант Башмет, Даниил Коган, Александр Колесников и Чаовэнь Ло.
Все они — и скрипачи, и «Солисты Москвы» — будут играть как раз на инструментах из Государственной коллекции.
Что это за коллекция?
Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов России была создана в 1919 году на основе пожертвований Московской консерватории мецената и купца Константина Третьякова — он передал ей часть свой коллекции инструментов итальянских и французских мастеров, чтобы на них могли играть «беднейшие ученики». На сегодняшний день такая коллекция является единственной в мире — многие инструменты итальянских мастеров и мастеров других стран принадлежит либо отдельным музыкантам, либо находится в частных собраниях.
Сейчас в состав Госколлекции входит 287 различных струнных инструментов — в том числе работы Страдивари, Джузеппе Гварнери, семьи Амати.
Пользоваться экспонатами этой коллекции могут любые музыканты — они выдаются, например, тем, кто представляет Россию на различных конкурсах или фестивалях. На этих инструментах играли Леонид Коган, Давид Ойстрах, Рудольф Баршай, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Юрий Башмет и многие другие исполнители.
Обычная практика предполагает выдачу инструмента на полгода; все это время за её состоянием следят специалисты, а по истечении срока проводится комиссия, которая может дать музыканту ещё поиграть на скрипке Страдивари.
Сколько скрипок возьмут из коллекции?
Но концерт «Виолиниссимо» — совсем другая история. Как рассказали aif.ru в пресс-службе фестиваля, из Госколлекции будет выделено более двух десятков инструментов — 17 из них предназначены для музыкантов «Солистов Москвы», еще 7 — для скрипачей-солистов. При этом уникальные инструменты будут вывезены из места хранения на специальном транспорте незадолго до самого концерта, а после их вернут обратно.
Отметим, что сам Башмет играть на творении Страдивари или Амати не будет — на концерте он будет стоять за дирижерским пультом. При этом он предпочитает инструмент другого мастера — с 1976 года Башмет играет на альте 1758 года работы представителя миланской школы Паоло Антонио Тестори, который он приобрел за сумасшедшие по тем временам 1,5 тыс. руб. Башмет говорил в интервью, что не нашел ничего более подходящего.
Миллионы на инструменты
Устроителям концерта, в котором будут звучать такие ценные инструменты, придется серьезно потратиться на их охрану и страховку, сообщила aif.ru профессор кафедры страхования и экономики социальной сферы финансового университета при правительстве РФ Надежда Кириллова. Только за доставку придется выложить минимум полмиллиона рублей, а расходы на страхование могут составить от 1 до 5 млн долларов (от 100 до 500 млн рублей).
«Использование таких уникальных музыкальных инструментов, безусловно, должно страховаться, — объясняет Кириллова. — Стоимость страховки напрямую зависит от цены самого инструмента, которая, в свою очередь, определяется датой создания скрипки или альта, авторством — чем известнее мастер, тем инструмент дороже. В целом это очень недешевое удовольствие, и тарифная ставка и страховая премия будут очень высокими. Назвать точные цифры практически невозможно, так как инструменты редчайшие, аналогов им мало или вовсе нет, соответственно, нет и какой-то единой стоимости самого объекта страхования».
Кроме того, многое зависит от страховой компании, которая возьмет на себя риски, добавляет эксперт. Стоимость страховки по самым высокорисковым сделкам доходит до 10% от стоимости объекта, но в данном случае, скорее всего, размер платы составит в лучшем случае доли процентов, максимум — 3% от цены инструментов.