КИБЕР ФРОНТ Z: Рисунок и госпропаганда
Воскресный выпуск программы КИБЕР ФРОНТ Z от 14 августа поднял тему визуальной составляющей госпропаганды: о том, как рисунки, плакаты и постеры формируют настроения и взгляды общества, рассказал публицист Денис Барутта.
Известно, что визуальные маркеры позволяют манипулировать мнением человека. Наш корреспондент поговорил с гостем программы и узнал, на чем строится визуальный код пропаганды, применяемый странами.
«Изображение само по себе часто не лишено смысла. Касаемо реалистического искусства: его нужно просто направить в нужное русло. Пропаганда обязана нести смысл, и художник, работающий в этом жанре, понимает куда он хочет направить [смысл]. Его задача — придать [ему] нужной остроты, резонанса», — рассказал Денис Барутта.
Лидер мнения отмечает, что непосредственно в России визуальная госпропаганда достигла пика своего развития еще во времена СССР.
«Наша отечественная пропаганда основана на общечеловеческих ценностях. Российская школа, традиция пропаганды хорошо это понимала. Как такового поиска смысла не было — лишь поиск именно выразительности, результата. [...] Советский Союз — это страна, которая произвела самое большое количество шедевральных плакатов, карикатур в мире/ [...] Они несут в себе символы, и этого жанра не может быть без символов. Это не может быть простой графикой», — отметил публицист.
Аналогичного движения, по его словам, на Западе не было: во время Второй мировой войны существовали небольшие развлекательные визуальные проекты, которые лишь потом обрели воплощение в творчестве Walt Disney.