Певица Жанна Бичевская: Поражений у меня не было

"Вечерняя Москва"
865

14 ноября в храме Христа Спасителя выступила с юбилейным концертом легендарная Жанна Бичевская. Песни из ее тщательно отобранного репертуара составили особый пласт нашей культуры, их знает и поет не одно поколение. А незадолго до концерта исполнительница-легенда стала гостем сетевого вещания «Вечерней Москвы». Оптимизму и воле артистки можно только поражаться. И лет ее ей не дашь никогда — даст фору молодым, такая в ней кипит энергия.

У нее фигура девушки, быстрые движения, легкая, летящая походка. Говорит и движется она быстро, но когда берет в руки гитару — замирает, как будто договаривается с ней о чем-то. Кстати, в том, что абсолютно у каждого музыкального инструмента есть душа, Жанна Бичевская не сомневается.

— Вы знаете, Жанна, вспоминается как чудо из детства: концерт, в глубине сцены — маленькая женщина с гитарой, в зале такая тишина стоит… А потом что-то происходит особенное — какое-то перерождение, иначе не скажешь. А потом все взрывается аплодисментами.

— А чего-то это я маленькая-то? Метр семьдесят, между прочим!

— Худенькая, потому и маленькая. Как балерина. А правда, что вы хотели стать врачом, а не певицей?

— Мама моя была балериной, и я любила танцевать. Лет в пять-шесть она сшила мне пачку, прямо как настоящую, и я танцевала «Умирающего лебедя» под музыку Сен-Санса. Когда мама меня брала с собой в дома отдыха, я там развлекала людей. Может, и стала бы балериной, но ногу обварила кипятком сильно… А потом я хотела стать хирургом. Не стала. Однажды я решила как-то заделать дырочку в лодке, на которой мы с мужем любили плавать. Дырочка была маленькая, но я разрезала лодку практически всю — вдоль, села над ней и думаю, как штопать. Тут вернулся домой муж, поинтересовался, чем я занимаюсь, увидел, оценил и говорит: «Как хорошо, что ты не стала хирургом!» То есть медицина ничего в моем лице не потеряла.

Юрий Поляков: Талант — это говорящее полено, вырезать из него человека можешь только ты сам

— Вы всегда были сами по себе, ни на кого не похожи. Сейчас на культуру нашу сильно «наезжают». Впрочем, и мы не слишком бережно к ней и к искусству относимся… Вы же себе верны остаетесь столько лет.

— Вообще абсолютно все зависит от человека. И культурный вклад, который он делает или не делает, — тоже. Слово «искусство» я не очень понимаю, поскольку четко слышу в нем корень «искус», искусить, искушение. Я принимаю слово «культура». Но и к ней у меня разное отношение. Есть классика, есть серьезное искусство. Тут вопросов нет. Есть что-то мимолетное. Я же делала то, что считала нужным и без чего, с другой стороны, жить не могла. Получалось по-разному. Хотя… Скорее, мне мое прошлое вспоминать тяжело. Да и надо ли? Мне 80 лет, всего в разговоре не обхватишь, это целая жизнь, со своими плюсами и минусами, победами и поражениями. Хотя… Что это я такое говорю, а? Да не было у меня поражений. Я все равно была победительницей! Победитель — это не обязательно тот, кто выиграл, это тот, кто идет до конца.

— И я не помню. Но коварная вы какая! Говорили — о возрасте не будем, и объявляете: «Мне — 80!»

— Ой, ладно, моя биография на ладони, все в интернете прописано, что сейчас можно скрыть? Ваня Ильичев вот книгу про меня издал. Моей жизни хватило бы на десять книг, но он собрал все емко, без лишних витийствований, как я люблю. А я сама все делаю быстро, не люблю ничего лишнего. Люблю целесообразность.

— Вы какая-то… бешеная оптимистка.

— А что страдать, почему? Началась моя жизнь очень непросто. В молодости и правда ездила с гитарой в обнимку, собирала песни. Ни денег, ни еды особой, в составе дали проехать — и радость. Я тоски и грусти не люблю. И как я была, такой и осталась — озорница, хулиганка, лихая Жанка-хулиганка с Пятницкой улицы. Всегда такая была. Хотя как по линии матери, так и по линии отца у меня кровь дворянская, есть фамильные гербы. Но дворянкой я себя не ощущаю. И мое детство не в усадьбе прошло, а там, на Пятницкой. Мы бегали с ребятами играть на Красную площадь. Нас гоняли оттуда милиционеры, но фиг нас догонишь — у них-то пузищи у всех были, а мы летали быстрее ветра. ПолМосквы обегали! Было весело, несмотря на то что были в этом детстве и слезы, и горечь.

— Вы знаете, как странно… Сейчас время сытое, а с кем ни поговоришь — сплошь недовольство.

— Есть люди сытые, есть — голодные. А есть ненасытные. Тогда время было голодное, это правда. Но мы же были дети. А ребенку что нужно? Ухватил кусок хлеба черного, солью присыпал — и во двор. Если бы росла обласканной, мной занимались, учили меня, как жить и как поступать, как делать хорошо, а как — не очень, жизнь моя была бы другой, все пошло бы иначе, да и я стала бы иной. А у меня была полная вольница, и я ею пользовалась…

— Простите, но почему вольница-то? А родители?

— Мама умерла рано, мне было всего пять. Папа… Он был непростым. Вспоминать об этом очень трудно. Когда Ваня писал книгу, я ему многое рассказывала, и потом переживала и болела… Бил меня папа, больно бил. Так бил, что мачеха — изумительная женщина, неродная моя мама, падала в обморок. И я была предоставлена улице почти круглосуточно. Окуджава пел: «Я дворянин с арбатского двора». Я была не со двора, а именно с улицы. Но это мое детство было лучше того, что сейчас. Мы хулиганили, конечно, озорничали — звонки у дверей, помню, срезали. Но все же шкодничали умеренно, и такими глупостями, какими сейчас заняты дети, сидящие в телефонах, не занимались.

— Как вы собирали песни? Их найти — это же не с корзиной за грибами в лес пойти…

— Собирала по-разному. Это были мои грибы, все — белые! Ездила много — на Валдай, по станицам под Ростовом, по волжским местам, в Саратов… Помню, приехала в Карелию, голодная, гитара в руках. Постучалась в избу. А уже поздно, часов девять, они ложатся-то рано, в четыре утра подъем — корову доить. Открывает мне бабушка, потом узнала — баба Граня. Смотрит удивленно: что за оборванка. Поворчала немного, но пустила, накормила меня картошкой, огурцами да кислой капустой. А я все про песни толкую. Ну, она взяла платок, на плечи накинула и пошла по избе, запела «Цветик мой» — обрядовую песню, с которой венчали. Я слушала — сердце замирало. А в Саратовской области, помню, запели две женщины «Вы сестрицы-подруженьки», ее тоже под колокольный звон венчальный пели. Так они меня чем потрясли: одна взяла колотушку, а другая чугунок. И наполнился дом звоном… Так и собрались песни. Всего их более трехсот, у каждой своя история. Некоторые песни мне приходилось обрабатывать, не всегда они были ладными и складными, писала песни и сама. «Барыню», например.

Но не все песни подходили под гитару. Гитара — инструмент особый, не гармошка и не балалайка, да еще и у каждого инструмента — душа своя. И не все песни ко мне шли, и я шла не ко всем… Это же диффузия, взаимный, глубокий процесс. Например, песня «Черный ворон» долго ко мне не шла. Я все думала, да как же ее петь, с моим-то хулиганистым характером! А потом посерьезнела… И эта песня поставила всех на уши — я ее спела на конкурсе в 1973 году. Вообще, миром правит Бог и Божий промысел. И это его промысел был. Он нам многое прощает, не любит лишь неблагодарности, непочитания его, проявлений гордыни и зависти.

Писатель Дмитрий Лиханов: Нет идеологии — и люди не понимают, ради чего живут

— О, зависть… Вы с ней сталкивались?

— Конечно. И мне завидовали, и я завидовала. А как? Нам человеческое ничего не чуждо, мы не святые…

— Скажите, а за что вас сделали невыездной?

— Язык распускала! У меня однажды был концерт в Кремлевском Дворце съездов, выступление к 7 ноября. Я вышла на сцену, все сидят напротив меня, как морковки на грядке, мрачно так, в самом центре — главной морковкой — Брежнев. Я спела романс «Не говорите мне о нем» и веселую песню «Комарики». А все сидят словно в масках. Только маршал Гречко один — ох, как же он мне понравился! Такой живой, хлопал, аж ногами топал. Я для него и пела. Ну, потом мне другие тоже похлопали. Но я за кулисами брякнула, убирая гитару в чехол: мол, надо же, пришла с гитарой, в Кремль, к Политбюро, выше которого только Бог, а меня даже не проверили. А ведь я могла бы в чехол пулемет положить, вышла бы да и постреляла всех. Вот такое сказанула и пошла себе. Это слышали стоявшие рядом артисты и несколько человек в гражданском, которые нас «пасли». Никому ничем пенять не могу, но мое заявление дошло до отдела культуры ЦК партии. Конечно, меня прикрыли за такие слова. И в том же 1973 году после центральных площадок начали потихоньку отодвигать. Правда, дали попеть в «Национале» на улице Горького, ныне это Тверская. Там были одни иностранцы, успех бешеный, причем, когда я пела, никто не ел, вилками по тарелке не звякал, что приятно. Слушали в такой тишине, что я даже переспросила — не нравится? Но потом отодвинули меня и оттуда, и в итоге я выступала по каким-то агитпунктам. Сейчас я понимаю, что меня надо было смирять. А значит, мне надо было через это пройти.

— А вы ведь были знакомы с Лидией Руслановой?

— Да. Однажды был концерт в станице Новочеркасской. Я там пела с ансамблем «Добры молодцы» перед Лидией Андреевной. И она слышала, как я пела, и после концерта ее помощница передала, что она просит меня зайти. Но тогда я увидела ее впервые — эту великую женщину… Ее вели под руки, на сцене она села на стул — у нее после лагерей очень болели ноги. Помню, я ощутила ее грандиозность как личности, но при этом и хрупкость. Мне почему-то запомнилось, что она была не худенькой, но у нее были тонюсенькие руки, ладони и пальцы… А потом я пришла к ней в гостиницу, стояла и не верила, что стою перед ней, — это же глыба, а кто я? А она мне говорит — садись, милка-голубка. И мы начали болтать. Я спросила, почему она не пела до конца песню «Окрасился месяц багрянцем». Финал там страшный, конечно. И она объяснила: оказывается, во время войны нельзя было петь про смерть. А еще она спела «Шумел камыш». В этой песне последнего куплета она не знала. Это была встреча с огромной, великой личностью.

— Вам не горько, что эта песня стала застольной?

— Ну чего вы, в самом деле. Народ разный. Есть те, кто святое испортит и в похабность превратит, а есть те, что сделают наоборот. Пусть поют.

— И то правда. А вы так много пели Окуджаву…

— Булат Шалвович — это отдельная страница в моей жизни. И я его считаю своим крестным в творчестве. Мы познакомились очень давно. Я когда-то очень увлекалась философией — читала Дидро, Канта, Буало. И он ею был увлечен. И я впервые поехала к нему, когда он жил еще на Речном вокзале. Говорили о философии, о жизни. Я спела ему под гитару частушки, он мне — «Летят утки», а еще песню «Матушка», которую пела цыганка Таня перед свадьбой Пушкину. Он подарил мне сборник с песнями, надписав его: «Жанне Бичевской с поцелуйчиками. Дружески». И там было мудро приписано еще: «Счастья не желаю. Это фикция».

— А это фикция?

— Пушкин как говорил? На свете счастья нет, но есть покой и воля. Надо жить весело. Вот мы с Геной (Геннадий Пономарев — поэт, композитор и певец, муж Жанны Бичевской. — «ВМ») весело живем. Потому что все с шуткой, легко. Не люблю скуку. Серьезной становлюсь, когда это действительно нужно. И поведение мое продиктовано обычно обстановкой. Вот это я сказала, о как!

— Афористично сказали! Но продолжим. Помимо Окуджавы, вы пели также песни Дольского.

— Саша потрясающий, мы дружим с 1976 года. У меня планировался концерт в Ленинграде, и рано утром в гостинице мне сообщили, что к нам с Геной пришли. Я спустилась вниз, а там стояла милая женщина, Надя, я потом узнала, что она Сашина жена, и тогда еще неизвестный мне, похожий на Есенина блондин — Дольский. Изрядно пьяненький. Он сказал, что хочет подарить мне песню, потрясающий «Ленинградский вальс». Мы в номере Сашу отпоили чаем, и я сказала, что песню спою уже сегодня вечером, но он чтобы пришел на концерт трезвый и с цветами. Песню я выучила, ленинградцы восприняли ее отлично. И Саша пришел — трезвый! Он потом вообще бросил пить. Прекрасный человек! Верю, это песня его подняла!

— А у вас какая песня любимая-то?

— Ого! А ну-ка спросите у матери, какой ребенок у нее любимый? Они же все ее дети. Из нее вышли! Мои песни — процесс биологический, все идет изнутри, все связано и с головой, и с сердцем, все родные.

— Не обидно, что «Ой, да не вечер» до сих пор многие считают абсолютно народной песней?

— Пусть считают. Но текст был записан мной в станице Новочеркасской, его одна бабушка подарила, а вот мелодии она не помнила. Когда я вернулась домой, взяла гитару и… Вы не поверите — мелодия пришла сразу! Я вошла сердцем в эту песню, и она отозвалась мелодией…

— Вы объехали полмира, ездили и в Афганистан. Хотели поддержать наших мальчиков?

— Ну не душманов же посмотреть… Это был 1982 год. Поехала я от редакции «Комсомолки». Об этом могу рассказывать долго. И на полигоне дали пострелять, и летали по частям. Я пела Окуджаву и русские песни, за что потом на меня написали донос в Москонцерт. Но главное не в этом. Меня после концерта отвели в госпиталь. Насмотрелась такого… Два дня не могла говорить. Цветы разложила покалеченным мальчишкам на кровати. Концерт вечерний отменили. Речь потом вернулась…

— Вы, конечно, оптимистка, но как же справлялись с нападками, лишением возможности выступать?

— У меня внутри — турбина. Она все перемалывает. Без нее я погибла бы. Но мне 80, а я все бегаю. И многие вещи дух укрепляют и душу поддерживают. Например, мне как-то сказали, что на Каширке, в онкологической клинике, несчастным больным ставили песни иеромонаха Романа в моем исполнении. И происходило нечто, похожее на чудо. Это просто не может не согревать!

ДИСКОГРАФИЯ

  • Господа офицеры (1994)
  • Слишком короток век (1997)
  • Любо, братцы, любо… (1997)
  • Жанна Бичевская поет песни иеромонаха Романа (1997)
  • Имени Твоему, Господи. Духовные песнопения (1998)
  • Осень музыканта (1998)
  • Русская Голгофа (1998)
  • Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады в 4 частях (1998)
  • Жанна Бичевская поет песни Булата Окуджавы (1999)
  • Царь Николай (1999)
  • Верую (2000)
  • Мы — русские. Жанна Бичевская поет песни Геннадия Пономарева (2001)
  • Черный ворон (2002)

ДОСЬЕ

Жанна Владимировна Бичевская родилась 17 июня 1944 года. Советская и российская певица, автор песен. Народная артистка РСФСР. Лауреат Премии Ленинского комсомола. Живет и работает в Москве, более 30 лет находится в третьем браке, замужем за автором большинства своих песен Геннадием Пономаревым. Называет свой стиль «русский кантри-фолк». Репертуар певицы насчитывает несколько сотен произведений — песен духовного и общественного содержания, русских народных песен, романсов, а также песен на стихи поэтов Серебряного века. Основной тематикой песен Бичевской являются русский патриотизм и православие. В своих песнях она вместе с мужем Геннадием Пономаревым, также композитором и автором текстов, проповедует любовь к традиционным ценностям. Считает себя монархисткой.

Дима Билан сыграет модельера Ив Сен Билана в новогоднем фильме «Небриллиантовая рука» на ТНТ

Большой театр открыл продажу январских билетов на «Щелкунчика» 

Мариинку заставили отреставрировать дом, где жил Лермонтов

Радио Русский Рок. Слушать русский рок. Русский рок лучшее.

Новости тенниса


ATP

Хасбик поучаствовал в жеребьевке на молодежном Итоговом турнире ATP. Он подбросил монетку перед матчем



Все новости по теме на сегодня

Жанна Бичевская в новостях



Сбежавший из РФ Слепаков* нашел новую партнершу для дуэта

Семье курьера Цырульниковой, арестованной по делу Долиной, пришлось переехать

Алсу и Саша Савельева отменили концерты из-за проблем со здоровьем

Конкурс «Наше поколение» получил три престижные награды на премии Dprofile Award 2024


Здоровье в России и мире

Барды

Все барды

Рок

Поп

Рэп

Джаз

Классика

Музыка

PR

Новости тенниса

Новости тенниса


WTA

Эрика Андреева проиграла в парном разряде в финале турнира WTA-125 в Лиможе





Основатель Pink Floyd прокомментировал использование Россией «Орешника»: Зеленский задумался

Гассеев предложил губернаторам развивать в регионах медицинский туризм

Рэперша Карди Би заявила, что больше недели не ругалась с Оффсетом

«Пошло все ко всем чертям!»: Орбакайте поделилась своими переживаниями с поклонниками



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


VIP

Музыкальная деятельность EDZAR



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости