Мы в Telegram
Добавить новость

Главный художник Русского театра Якутии Николай Попов рассказал о своей работе и о жизни

Yakutia-daily.ru (Якутск)
476

В преддверии Дня работника культуры и Международного дня театра в Национальном художественном музее открылась выставка народного художника Якутии, главного художника Русского академического театра, заслуженного деятеля искусств РФ и РС(Я) Николая Николаевича Попова. Там мы с ним и поговорили.

Отец и сын

С отцом и братом. Фото из семейного архива.

— Родом я из Ситтинского наслега Кобяйского района. Одна из нескольких улиц нашего села названа в честь моего отца – ветерана Великой Отечественной, участника штурма Кёнигсберга. Вернувшись после Победы, он стал бригадиром и поднимал колхоз. А мама наша умерла в 1950-м, и он остался с семью детьми на руках.

Помню его в солдатской гимнастерке – он ее долго носил, и когда в Русском театре Валерий Яковлевич Келле-Пелле ставил спектакль «Иван и Мадонна», а исполнитель главной роли, фронтовик, народный артист России Валентин Дмитриевич Антонов сказал мне, что видит своего героя в гимнастерке, я с ним согласился. Конечно, так уже давно никто не ходил — действие спектакля происходило в 1980-е годы, но у искусства своя правда — то поколение навсегда осталось солдатами, хотя про войну от них нечасто можно было услышать. У отца был орден Красной Звезды и медали «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией», однако о том, что ему довелось там пережить, он не рассказывал никогда.

Да у него и времени на разговоры не было – всегда в работе, всегда чем-то занят: кому-то ружье чинит, что-то мастерит, строгает… Сруб дома в одиночку мог поставить.

В память о нем и односельчанах по моему проекту на родине установили мемориальный памятник. Из нашего наслега ушли на фронт 114 мужчин, вернулись лишь немногие. С этой памятью мы жили, с этой памятью росли.

Я согласен с тем, что воспоминания детства питают человека всю жизнь. И первый свой спектакль я увидел в родном наслеге – это были отрывки из олонхо в исполнении нашей поселковой самодеятельности. Может, так они участвовали в отборе на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве 1957 года? Но тогда я не думал, как и что, а просто смотрел во все глаза на копья и щиты в руках богатырей, на «доспехи» Юрюнг Уолана из картона, раскрашенные серебряной краской…

Стать художником я тогда и не помышлял, хотя все поля в моих школьных тетрадях были изрисованы, а о том, что есть такая профессия, узнал от своего зятя Артема Васильевича Аргунова, в доме которого впервые увидел книги об изобразительном искусстве.

Мелодии белой ночи

Портрет жены художника — заслуженного работника образования РС(Я), отличника культуры РС(Я) З.Поповой. Картон, пастель. Фото автора.

— После Ситтинской четырехклассной школы я учился в Кобяе, Хатырыке и Намской средней школе, где мне дали такую подготовку, которая позволила выдержать серьезный конкурс при поступлении на художественно-графический факультет Ленинградского пединститута имени Герцена. Экзамен по рисунку принимал наш первый профессиональный театральный художник Георгий Михайлович Туралысов.

Учиться в Ленинграде – небывалая удача для будущего художника. Сам город-музей тебя учит. Мы обошли там все дворцы, церкви, про Эрмитаж и говорить нечего, а вот дорогу в театр для меня открыла моя будущая жена Зинаида Николаевна, ученица первой якутской балерины Аксении Васильевны Посельской. Зина училась на педагога-балетмейстера в Институте культуры имени Н.К.Крупской, и с ней я начал ходить на балет и драматические спектакли.

Окончив учебу, начал работать в Намском педагогическом училище, где среди моих учеников были Артур Васильев, Елизавета Третьякова, Алексей Евстафьев, скульптор-керамист Мария Гуляева-Туойа и другие.

А в 1976 году моя супруга Зинаида Николаевна получила направление в Якутское республиканское культпросветучилище, где ее ждала Аксения Васильевна, заведовавшая хореографическим отделением. Так мы переехали в Якутск.

В поисках работы я зашел тогда в Русский театр, где главным художником был Анатолий Шапиро, окончивший институт Герцена чуть раньше меня.  Отработав три года, он как раз собирался возвращаться в Ленинград, и я оглянуться не успел, как уже работал над спектаклем «Кот в сапогах» по сказке Гейнца Калау. Ставил его Альберт Натанович Дененберг – первый из более чем 50-ти режиссеров, с кем мне довелось работать.

Страха не было: заканчивая институт, дипломную я защитил по поэме Платона Ойунского «Красный шаман», а это театральный образ. Работая над графическими листами в технике линогравюры, я прочел всего Ойунского.

«Незаменимый»

Групповой портрет по мотивам спектакля «А поутру они проснулись…» В.Шукшина. Фото автора.

— Перед тем, как приступить к работе над спектаклем, надо много читать, чтобы проникнуться духом времени.

С 1976 года, когда я стал главным художником Русского театра, я поставил более 120 спектаклей. Но особое место занимает сотрудничество с Валерием Яковлевичем Келле-Пелле. Его отец, латыш, был среди тех, кто развивал в Якутии потребкооперацию – слышали ведь про «Холбос»?

А сын, в юности прославившись в родном городе как футболист, стал режиссером, учеником Андрея Гончарова. Валерий Яковлевич был в полном смысле слова представителем русской театральной школы, но чувствовалось в нем и якутское, унаследованное от матери, хотя язык он знал не очень хорошо, однако под настроение, взяв гитару, мог спеть по-якутски.

Привел его к нам замминистра культуры Василий Афанасьевич Босиков — незаменимый не только для всех семи министров, с которыми работал, но и для культурной жизни республики в целом. Он курировал театры, возглавлял выставочный комитет, ведал кадрами и знал наперечет всех, начиная со студентов консерваторий, художественных и театральных вузов. Именно Босиков и вернул из Златоуста на родину Валерия Яковлевича, поставившего здесь самые масштабные и социально значимые постановки в истории Русского театра. 12 лет нашего с ним сотрудничества – это для меня целая эпоха.

«Билетов не достать»

Финал спектакля «Иван и Мадонна». ДВП, масло. Фото автора.

— Хотя испытаний тоже хватало, начиная с пожара в декабре 1983 года, когда уцелела лишь небольшая часть декораций, хранившаяся в неотапливаемой подсобке, плюс какое-то количество опаленных, залитых водой и пропахших гарью костюмов. Во временное пользование нам предоставили актовый зал «Якутгражданпроекта», который я сам переоборудовал под сцену. Там мы не только восстановили 12 спектаклей, но и выпускали новые постановки – восемь в год, в соответствии с планом.

Билетов на них было не достать – как не достать их было во время наших гастролей в Минске, Бобруйске, Усть-Каменогорске. Я поехал туда за два месяца и занимался не только декорациями, но и афишами – сейчас их печатают, я же тогда писал их вручную и разносил по рекламным точкам города, а на подхвате у меня был сын Коля. Даже спать приходилось урывками, но когда наши прибыли в Минск, зал Дома офицеров на 1200 человек каждый вечер был полон, а играли «Ивана и Мадонну» по пьесе белорусского драматурга Анатолия Кудрявцева. В войну в Белоруссии погиб каждый четвертый, а у нас на сцену в образе фронтовика Климова выходил на сцену фронтовик Антонов, и то, как тепло приняли наш спектакль, я помню до сих пор.

…Русский театр много раз обращался к военной теме – и в советское время, и после. Во время работы над макетом спектакля «Потомок» по пьесе Владимира Жеребцова, где парень из нашего времени попал в 1942 год, создать метафору мне помогло изъеденное муравьями полено, с которого я потом и делал руины домов, выкрасив их в цвет расплавленного свинца, смешанного с кровью.

И первая моя работа с Театром оперы и балета тоже была о войне – опера Захара Степанова «Колыбельная». Прототип главной героини — Февронья Малгина, получившая похоронки на пятерых сыновей…

«Все взаимосвязано»

Три брата над Леной. Холст, масло. Фото автора.

— В ГТОиБ я по совместительству проработал четыре года. В жизни все каким-то образом взаимосвязано – супруга моя Зинаида Николаевна 12 лет заведовала хореографическим отделением Якутского культпросветучилища, создала в Саха гимназии детский образцовый танцевальный ансамбль «Айылгы», и вот я на каком-то этапе начал оформлять балеты. Первым балетом была «Абакаяда» по либретто Суоруна Омоллоона в постановке Анатолия Попова. Для оформления сцены там нужны были пейзажи — и я стал их писать.

Так-то по привычке художника я всю жизнь хожу с карандашом и блокнотом. Зарисовывал, к примеру, Василия Афанасьевича Босикова, выступавшего с докладом, Валерия Яковлевича Келле-Пелле на репетиции… Со временем некоторые наброски и выросли до полноценных портретов или пейзажей.

Жить в Якутии и не писать природу невозможно – вся палитра красок перед глазами. Срединный мир в «Нюргуне Боотуре», поставленном Прокопием Дмитриевичем Неустроевым – это виды Лены, Соттинцев, Чочур-Мырана, Ытык-Хайа. И конечно, мои детские воспоминания об олонхо в исполнении моих земляков. Во время работы над этим спектаклем не нужно было считать каждую копейку, что в нашем деле бывает нечасто: костюмы шились с использованием меха лисы, песца, росомахи, к работе мы привлекали народных мастериц и мастеров – для изготовления украшений, доспехов и оружия. А еще я заказал экран, на котором зрители наконец-то смогли увидеть путешествия Нюргуна Боотура между тремя мирами.

«В гуще людей»

Фото автора.

— В свое время во время работы над спектаклем «А поутру они проснулись…» мы с Валерием Яковлевичем использовали игру театрального света: заведующий осветительским цехом Николай Чижов творил настоящие чудеса, сидя в самой невыгодной позиции – под сценой, чуть ли не вслепую.

Разумеется, когда мне довелось принять участие в планировании нового здания Русского театра, я отвел для художника по свету место наверху. Мы установили новые прожекторы, систему дистанционного управления пульта, коробку сцены выкрасили в черный цвет, и в таких условиях свет заиграл по-новому.

Переоборудовали и сцену, увеличили количество гримерок, расширили производственные мастерские. Кстати, световое оборудование Василий Афанасьевич Босиков заказал в Узбекистане, занавес – в Москве, кресла – в Ленинграде, люстры — в Армении. Но тут развалилась страна, и заказ доводили до ума уже частники. То, как я доставлял этот груз из Еревана в Якутск – отдельная эпопея.

Но в любом случае театральный художник не может ограничиваться работой в мастерской, жизнь его проходит в гуще людей.

Когда в 1999 году нашему театру было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина, решено было разбить рядом сквер с бюстом поэта. Сроки были сжатые, но эскиз сквера я успел сделать. Получилось и договориться со скульптором Юрием Ореховым – правой рукой Зураба Церетели: он за неделю отлил нам копию своей работы, оригинал которой стоит в Париже. Привезли мы его с сыном 4 июня, 5-го он был установлен на уникальный постамент из цельного куска габбродиарита, заказанного в Нерюнгри – другого такого в Якутске просто нет, а 6-го, в день 200-летия Пушкина, состоялось открытие.

«Новые встречи, новые открытия»

У водохранилища Тэгу. Холст, масло. Фото автора.

— Умение быстро работать помогло и при создании эскизов государственных наград – ордена «Полярная Звезда» и знака «Почетный гражданин Республики Саха «Якутия». В наградном отделе работала тогда Ксения Илларионовна Андреева, которую я часто видел на наших спектаклях. Она и предложила поручить эту работу мне.

Я благодарен судьбе, которая 47 лет назад привела меня в Русский театр, ставший мне по-настоящему родным. Благодарен, что она сводила меня с людьми, преданными своему делу, – Александром Ивановичем Ломако, Иваном Ивановичем Подойницыным, Валентином Дмитриевичем Антоновым, Валерием Яковлевичем Келле-Пелле, Георгием Юлиановичем Нестером, нынешним директором Александром Александровичем Лобановым, труппой и коллективом нашего театра.

Благодарен за новые встречи, новые открытия. Наш зять Хё Юль, которого мы зовем Юрой, несколько раз устраивал нам поездки на свою родину, в Южную Корею, где я познакомился с мастерами, делающими традиционные маски. Мой интерес к ним давний – в Переславле мы с детьми когда-то посетили музей масок. Но и наши предки их делали! Находки археологов это доказывают. Сейчас я и сам пробую свои силы в изготовлении масок. На моей выставке в Национальном художественном музее, которая продлится до середины апреля, они выставлены – вместе с пейзажами, портретами, сценографией, деталями костюмов, программками и книгами, которые я иллюстрировал.

Эта выставка «выросла» из выставки «Посвящение», экспонировавшейся в нашем театре в ноябре 2023 года. Для художника большая честь – выставляться в главном музее республики. Осознание того, что зритель видит твои работы там, куда привозят полотна из Третьяковской галереи, Русского музея, где на стенах висят произведения наших классиков, — оно окрыляет, и хочется заниматься творчеством дальше.

Шапки женские вязаные на Wildberries, 2024 — новый цвет от 392 руб. (модель 466)

Певец Григорий Лепс откроет караоке-бар Leps Bar в Петербурге

«Если прищуриться, мы похожи на The Beatles» // Евгений Цыганов о своей карьере музыканта

Матильда Шнурова примерила откровенный наряд в сетку

Новости тенниса


Арина Соболенко

Арина Соболенко призналась в том, что не любит женский теннис



Все новости по теме на сегодня

Николай Попов в новостях



Компания ICDMC стала победителем престижной премии в сфере ЗОЖ – Green Awards 2023/24

«Если прищуриться, мы похожи на The Beatles» // Евгений Цыганов о своей карьере музыканта

«Это будет для вас сюрприз и фурор!»: Анастасия Волочкова взяла с собой на Мальдивы свадебное платье

Шапки женские на Wildberries — скидки от 398 руб. (на новые оттенки)


Rss.plus

PR

Весь PR

Рок

Поп

Рэп

Барды

Джаз

Классика

Музыка

Новости тенниса

Новости тенниса


Новак Джокович

Кто отец Дианы Джокович?





Денис Мацуев выступит на «Владивостокских сезонах» в рамках ВЭФ-2024

Матильда Шнурова примерила откровенный наряд в сетку

Александр Розенбаум рассказал о дополнительном источнике дохода: "Не бомжовые заведения"

Минкульт Калининградской области отказался отменять шоу «Tribute Rammstein»



Poisk-Music.ru — тематический дочерний проект популярных новостных сайтов Life24.pro и BigPot.news о музыке, музыкантах, певцах, композиторах (слухи, сплетни, разговоры и дискуссии о музыке, культуре, жанрах, VIP-скандалы — в новостях и статьях). Тайны светской жизни звёзд — в кадре и за кадром шоу-бизнеса сегодня и сейчас. Новости о музыке, и не только...

Опубликовать свою новость по теме в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь


Rss.plus


Новости России


Жизнь

Более 100 студентов посетило СЛД Курск в рамках акции «Неделя без турникетов»



Все города России от А до Я

Moscow.media

Шоу-биз — сегодня и сейчас (ежесекундное обновление новостей) от более чем 20 000 независимых тематических источников информации онлайн! Мы собрали ВСЁ, что интересно по этому поводу — СЕГОДНЯ, а ещё больше новостей — здесь.



Новости России







Музыкальные новости