«Примадонне» никто не указ. Как Пугачева конкурентов зажимала
Татьяне Анциферовой не давали петь «Ищу тебя», Игорь Наджиев не получил главный приз и пропал из ротации на телевидении и радио, а Жанна Агузарова уехала в Америку — как Пугачева вмешивалась в карьеру своих коллег по сцене.
Про историю российской эстрады написаны горы воспоминаний и розданы тысячи интервью. Но новые и новые подробности всплывают постоянно. Так, стало известно, что сбежавшая из России экс-примадонна Алла Пугачева недолюбливала Ларису Долину, а причиной этой размолвки стала популярная песня в исполнении последней «Погода в доме».
В принципе, у этой песни не слишком запутанная судьба. Стихи к ней написал поэт Михаил Танич, причём изначально в мужском варианте — «Какой прогноз у нас сегодня, Лида?», адресовав её своей жене Лидии Николаевне. Но по просьбе Долиной он переделал текст, чтобы тот звучал от имени лирической героини: «Какой прогноз у нас сегодня, милый?» Эти стихи положил на музыку композитор Руслан Горобец, и в конце 1996-го Долина презентовала композицию на своём юбилейном вечере в концертном зале «Россия». Сразу вышел и альбом, в котором «Погода в доме» стала заглавной песней, да и в целом она вскоре превратилась в визитную карточку певицы.
Пугачева тут вроде ни при чём. Но Долина в интервью программе «Легенда» на RTVI рассказала, что та посчитала поступок Горобца неправильным — мол, он должен был сначала предложить эту песню ей. Напомним, что Горобец много лет был дирижером аккомпанирующей Пугачевой группы «Рецитал», а она исполняла несколько написанных им песен.
«Она предъявила ему претензии, почему он не для неё написал эту песню», — сказала Долина.
Пугачеву уже обвиняли в зависти и в том, что она по тем или иным причинам могла разрушить карьеру любого, кто вызвал её неудовольствие. Формальных доказательств этого, разумеется, нет, но обвинения звучали не раз и не два. В целом такое возможно — после начала горбачевской перестройки и разрушения советской системы продвижения именно Пугачева стала кем-то вроде музыкального отдела прежнего ЦК КПСС. Попасть в её «Рождественские встречи» молодые музыканты считали за огромную удачу, а отлучение от барского стола действительно могло окончиться крахом всех надежд.
Вспоминаем самые громкие случаи расправы над исполнителями, которые приписывают Пугачевой.
Татьяна Анциферова
Самое старое по времени из известных обвинений. В конце 1970-х Пугачева уже была если не номером один советской эстрады, то близко к этому — выходили её альбомы, песни в её исполнении звучали из каждого утюга, а в 1978-м в прокат даже вышел её бенефис «Женщина, которая поёт». В это же время режиссёр Леонид Квинихидзе снимал свой фэнтезийный мюзикл «31 июня». Песни для него написал композитор Александр Зацепин, и он же выбрал для исполнения молодую 23-летнюю певицу из Ужгорода — её пробная запись композиций «Ищу тебя» и «Мир без любимого» так и вошла в фильм без дополнительных дублей. На запись претендовали также Долина и Ирина Понаровская, а Пугачева вообще собиралась сыграть роль леди Нинет, но ей предпочли балерину Людмилу Власову. По слухам, Пугачева и на исполнение песен претендовала — и поэтому сделала всё, чтобы Анциферова дальше никуда не продвинулась. По словам певицы, травля началась ещё до премьеры картины — из телепередачи вырезали её исполнение песни «Ищу тебя», а когда в 1980-м на «Мелодии» выпускали альбом с композициями из «31 июня», Анциферову просто не позвали, а ту же «Ищу тебя» перезаписали в исполнении Ксении Георгиади; остальные песни на пластинке пела как раз Пугачева.
У самой Анциферовой карьера после этого складывалась очень неровно. Она пела с Львом Лещенко песню закрытия московской Олимпиады-80, много выступала, записывала песни и выпускала альбомы — в том числе со своим исполнением песен из «31 июня» — сотрудничала с Зацепиным. Но звездой так и не стала.
Игорь Наджиев
Певец начинал карьеру в середине 1980-х, а к 1994 году стал уже состоявшейся звездой — и именно тогда случилась отсечка. В беседах с журналистами он вспоминал, что произошло это на конкурсе «Ялта — Москва — транзит-94», якобы Пугачева, которая как раз вышла замуж за молодого Филиппа Киркорова, потребовала не давать Наджиеву первый приз, поскольку тот может начать конкурировать с её мужем. В итоге последовал негласный запрет на много лет — Наджиева никуда не звали, на большие концерты не приглашали, особенно если там ожидалось появление «примадонны». Он рассказывал, что во вмешательстве Пугачевой ему признался поэт Михаил Танич — тот был членом жюри того злополучного конкурса.
Жанна Агузарова
С этой певицей всё, разумеется, непросто — она всегда была с чудинкой, а в какой-то момент и вовсе объявила себя марсианкой. Но в 1980-е её голос покорил весь СССР, и Агузарова как солистка группы «Браво» стала некоронованной «королевой рок-н-ролла». Но вскоре её пути с группой разошлись, она начала сольную карьеру и в какой-то момент прибилась к «Театру Аллы Пугачевой», но вскоре то ли вылетела оттуда с подачи экс-примадонны, то ли ушла сама. По слухам, конфликт был из-за музыканта аккомпанирующего состава Агузаровой, которого переманил Владимир Кузьмин — Агузарова возмутилась, пошла разбираться к Пугачевой, что и закончилось скандалом. Обе певицы, разумеется, ничего об этом не рассказывали, но в 1991-м Агузарова уехала в Америку, и сейчас появляется в новостях исключительно благодаря редким эксцентричным выходкам.
Бонус: Алла Пугачева
В принципе, неизвестно, была ли Пугачева всесильным серым кардиналом отечественной поп-сцены уже в конце 1970-х; про время после распада СССР, как правило, мнение однозначно — была. Но в 1987-м году с ней произошёл казус, который мог поставить крест уже на её карьере. В августе она приехала в Ленинград на совместный концерт с немецким музыкантом Удо Линденбергом — и при заселении в гостиницу «Прибалтийскую» серьёзно поскандалила с персоналом, потому что ей не смогли предоставить номер, который Пугачева постоянно занимала во время гастролей в этом городе. Скандал быстро добрался до прессы — уже начались перестройка и гласность, так что поведение певицы стало предметом широкого обсуждения в центральной печати. Заметки про этот случай вышли, например, в «Известиях», «Комсомольской правде» и в «Советской России». Оргвыводы не замедлили последовать — песни в исполнении Пугачевой на несколько месяцев пропали из эфира радио и телевидения, а сама она даже подумывала об эмиграции &m 4b3 dash; благо как раз в то время у неё состоялся гастрольный тур по Западной Европе. Но вмешался главный партийный идеолог и «прораб перестройки» Александр Яковлев, который малость пожурил перегнувших с гласностью журналистов и партийных деятелей Ленинграда и Москвы, после чего травля Пугачевой завершилась так же резко, как и началась. Уже в ноябре она выступала в большом сборном концерте в «Олимпийском», а в январе стала «певицей года». Сама она называла этот инцидент «перегибом гласности».