Метапортреты Бродского и Окуджавы покажут в катакомбах: в Петрикирхе откроется выставка Валентина Самарина
Валентин Самарин начал заниматься абстрактной фотографией в 70-е годы прошлого века.
В отличие от большинства современников, которые стремились контролировать все этапы производства фотографии, Самарин освобождает свои снимки от всех ограничений. Он постоянно экспериментировал с процессом проявления: давал возможность изображению выявлять самого себя.
– Я работаю не с плёнкой, не с негативом, а с готовым отпечатком, – поясняет фотохудожник. – Кладу этот позитив в раствор и жду. Иногда даже забываю, что у меня в кювете лежит. Главное – не вмешиваться в то, что происходит.
Своему стилю Самарин дал название Sanki’. По словам художника, это не просто совмещение нескольких изображений. Sanki’ появляются тогда, когда возникающее изображение преображается. По словам автора, такую фотографию невозможно повторить, даже если используются одни и те же негативы, фотобумага или химические составы.
Хиромантия Sanki’. Париж, 1995 год.
Предоставлено организаторами
Фото:
Балет и метапортреты
Со своими работами Самарин начинал выставляться в 1970 годы в Ленинграде. В 1981-м он эмигрировал во Францию. Через 20 лет снова вернулся в родной город.
За время своего творчества фотохудожник сделал более 20 тыс. негативов и 10 тыс. фотографий. Из них половина – про балет и пластический театр. В Ленинграде героями его работ становились Алла Осипенко и Джон Марковский. На Западе Самарин снимал звёзд балета – Мориса Бежара, Каролин Карлсон, Ролана Пети, Пину Бауш.
Валентин Самарин – автор коллекции метапортретов известных поэтов, музыкантов и художников. По словам автора, "мета" здесь означает то, что скрыто за рамками реалистического портрета.
Самарин снимал Галину Вишневскую и Мстислава Ростроповича, Булата Окуджаву, Иосифа Бродского и многих других.
– С Бродским я общался во Франции, – вспоминает художник. – Он сын известного фотографа и хорошо разбирался в светописи. И хотя мои потоки другой реальности Бродский не понимал, они ему нравились.
Булат Окуджава. 1990-е годы.
Предоставлено организаторами
Фото:
Церковь как отражение судьбы
Катакомбы Петрикирхе выбраны местом проведения выставки не случайно. Лютеранская церковь, побывавшая в советское время бассейном, становится своего рода отражением судьбы самого художника. В начале 1980-х Самарину пришлось уехать из СССР, спустя 20 лет он вернулся и давно стал полноправным участником петербургской художественной жизни.
Портрет Иосифа Бродского.
Предоставлено организаторами
Фото: