Ильдар Абдразаков умолял Юрия Башмета: «Ну поцелуй меня!..»
Уникальным гала-концертом в Концертном Зале им. Чайковского завершился VI Фестиваль искусств Юрия Башмета в Москве, который продолжался в течение месяца. Не один раз музыкант сам выходил на сцену.
В последнее время Юрий Абрамович дирижирует сидя. Изредка используя вместо палочки красный карандаш. Но заключительный концерт в КЗЧ был особенным.
В этот вечер Юрий Башмет как президент Международного благотворительного фонда наградил Премией им. Дмитрия Шостаковича всемирно известного оперного баса Ильдара Абдразакова. И певец должен был дать в Москве эксклюзивный концерт.
Программа была составлена из произведений русских композиторов, написанных за два столетия. Было и сочинение Шостаковича – Романс из Сюиты на слова Микеланджело. Когда-то Башмет и Абдразаков впервые оказались на одной сцене именно с этой Сюитой.
Шостакович написал ее для баса и фортепиано (есть и авторская оркестровка). Это одно из последних его произведений. Дебютное исполнение Сюиты в камерном варианте состоялось в декабре 1974 года в Ленинградской филармонии. Солировал Евгений Нестеренко. Оркестровый вариант (дирижер Максим Шостакович) с тем же солистом впервые прозвучал в Московской консерватории в январе 1975-го, то есть полвека назад.
Гала-концерт в КЗЧ проходил при участии Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета. Инструментальные сочинения чередовались с вокальными номерами.
В исполнении оркестра прозвучали Полонез из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки, «Половецкие пляски» Бородина, Увертюра к опере «Пиковая дама» Чайковского, Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева.
Программа Ильдара Абдразакова включала в себя Арию Гремина и Арию Короля Рене Чайковского, Арию Алеко Рахманинова, Песню варяжского гостя Римского-Корсакова.
После Романса из Сюиты Шостаковича Ильдару была вручена тяжелая бронзовая статуэтка, которая, по признанию устроителей, напоминает то ли скрипача, то ли Башмета. С тех пор Абдразаков не расставался на сцене с наградой, признавшись, что она займет лучшее место. И уточнил: «После моей супруги, конечно».
Самые «вкусные», артистические номера бас приготовил под занавес. Ими стали «Классик» Мусоргского, который всегда вызывает бешеный восторг у зрителей. Ильдар со статуэткой в руках разыграл мини-спектакль, то и дело целуя и поглаживая новенькую бронзу. А в конце даже чуть не расплакался над ней. Чем немало позабавил слушателей.
На «ура» прошла и «Песня пьяных» Хренникова. Все-таки Ильдар не только великий бас, но и превосходный артист. Оглушительными аплодисментами сопровождалась написанная Шаляпиным «Вдоль по Питерской». Ильдар чуть не пустился в пляс. А на последних словах «Ну поцелуй меня!..» приблизился вплотную к Башмету, так что дирижер прикрыл уши. Бас не унимался и вновь умолял Юрия Абрамовича: «Ну поцелуй меня!..»
И лишь после паузы продолжил: «Кума-душечка»...